Логопедический сад: Как детей направляют к логопеду и какие речевые проблемы решаются?

Существует мнение, что посещение логопедической группы – это клеймо для ребенка. Но так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что такое логопедическая группа. Коррекционные группы делятся на логопедические и группы для детей с нарушениями развития языка.

В логопедических группах проводится работа над звуками, которые ребенок не может произнести правильно, исправляется неправильное произношение (коррекция дефектов речи), обогащается словарный запас, развивается фонематическое восприятие и связная речь, обучается правильному использованию грамматики. В старшей и подготовительной группах детей готовят к обучению грамоте.

В группах для детей с нарушениями развития речи работают логопед и дефектолог (в дополнение к воспитателям, имеющим необходимую квалификацию).

занятие с логопедом

Каждый год проводится многоплановая работа для разных возрастных групп. Есть детские сады, где все группы являются логопедическими. Есть также центры, где существуют только группы для детей с нарушениями развития речи.

Есть центры, в которых логопедические группы (логопедические), группы для детей с нарушениями развития языка и обычные группы сосуществуют, создавая комбинированный тип центра. Существуют также обычные центры, в которых есть логопедический пункт. В логопедический пункт зачисляются только дети с нарушениями речи.

Однако при любом раскладе логопедическая группа в наше время – это не наказание, а скорее награда. Это связано с тем, что попасть в такие группы стало сложнее, а исправить общую речь легче под руководством профессионалов в центрах, ориентированных на устранение этой проблемы.

Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи (видео)

Не секрет, что дети в логопедических центрах подготовлены лучше, чем в обычных детских садах. Это связано с тем, что у детей в логопедических центрах более широкий словарный запас и лучше сформированы навыки, начиная с графических навыков и фонематического анализа и заканчивая рассказыванием по картинкам. У таких детей лучше сформированы общие понятия. Другими словами, дети из логопедических центров приходят более подготовленными, даже более подготовленными, чем дети из обычных детских садов.

Вы сможете самостоятельно отслеживать прогресс очереди вашего ребенка в Электронном журнале будущих студентов.

Шаг 2. Обратитесь к логопеду в районной поликлинике.

Логопед обследует ребенка и даст направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Шаг 3. Соберите несколько сертификатов для PMPC:

от ЛОР-врача, офтальмолога, педиатра, невропатолога (для детей младше 3 лет), психиатра.

Шаг 4. Найдите адрес PMPC вашего округа, позвоните и запишитесь на прием.

Шаг 5. В назначенный день придите на обследование вместе с ребенком.

Какие нужны документы для логопедического сада?

Документы, необходимые для прохождения оценки PMPK Для прохождения оценки PMPK необходимы следующие документы:

  • Свидетельство о рождении ребенка
  • паспорт родителя или заменяющий его документ (для тех, кто временно проживает в Москве, необходимо также свидетельство о регистрации)
  • Fнаши медицинские заключения от следующих специалистов:
    • детский психиатр из клиники ПНД по месту жительства ребенка (для детей до 3 лет необходим невролог из районной детской поликлиники)
    • Логопед из районной детской поликлиники
    • Отоларинголог из районной детской поликлиники
    • Офтальмолог из районной детской поликлиники
  • Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо предоставить психолого-педагогическую характеристику из детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или районной ПМПК, необходимо также предоставить дополнительное психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Следующие специалисты будут оценивать вашего ребенка:

  • Логопед
  • Психолог
  • Иногда – нейропсихиатр.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от своих сверстников в речевом развитии, или родители просто осторожничают. Иногда родители настаивают на том, чтобы записать ребенка в логопедическую группу, несмотря на отличную речь и соответствующее возрасту развитие. Такое тоже может быть!

Если комиссия решает, что у ребенка есть проблемы, возникает вопрос: в какую логопедическую группу направить ребенка? Существуют разные диагнозы, и в зависимости от них подбирается группа для детей определенного возраста.

Например, если у 4-летнего ребенка есть диагноз “общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2 уровня”, старший логопед ищет группу 4-летних детей с таким диагнозом в этом году.

Если у 6-летнего ребенка есть проблемы с произношением (искаженное шипящее, свистящее, ребенок не выговаривает “р” и “л”), то такого ребенка направят в другую группу – подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детей существуют отдельные детские сады со своей программой и набором специалистов (где, например, проводятся сеансы арт-терапии).

Ребенка будет оценивать комиссия, состоящая из логопеда, психолога, а иногда и нейропсихолога. Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто осторожничают. Иногда родители могут захотеть записать ребенка в логопедическую группу, даже если у ребенка отличная речь и развитие для его возраста.

Если комиссия решит, что у ребенка есть проблемы с речью, следующим шагом будет определение того, в какую именно логопедическую группу следует направить ребенка, в зависимости от его диагноза и возраста.

Например, если у 4-летнего ребенка диагноз “общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2 уровня”, старший логопед определит, в какой детский сад в этом году зачисляются 4-летние дети с таким диагнозом.

Однако если у шестилетнего ребенка есть проблемы с фонетическим произношением, например, искаженные фрикативы, сибилянты или трудности с произношением “р” и “л”, он будет направлен в другую группу с другой программой и более высокими требованиями к обучению.

Для детей с заиканием также существуют отдельные детские сады и программы, где проводятся сеансы арт-терапии.

На заседании комиссии ребенок будет распределен в одну из следующих групп:

  • Заикание
  • Общее недоразвитие речи (для детей с задержкой речевого развития или грубыми нарушениями лексико-грамматического строя речи)
  • Фонемо-фонетические нарушения речи (когда ребенок неправильно произносит 10-12 звуков)
  • Нарушения произношения отдельных звуков (когда ребенок неправильно произносит 2-3 звука)

После заседания комиссии родители могут вздохнуть с облегчением, зная, что их ребенок точно сможет посещать детский сад с сентября. Помимо детских садов, предназначенных исключительно для логопедов, логопедические группы есть и в обычных детских садах.

Принципы и формы логопедической работы

Логопеду , важно понимать принципы и правила, которыми мы руководствуемся в своей работе, чтобы эффективно достигать желаемых результатов. В этой статье мы обсудим различные направления логопедической работы и принципы, лежащие в их основе.

занятие с логопедом

Индивидуальный подход

Первый принцип логопедической работы – индивидуальный подход. Каждый человек уникален и требует индивидуального подхода к развитию речи и языка. Это означает, что при разработке плана лечения логопед должен учитывать индивидуальные особенности человека, его возраст, интересы и способности.

Системный подход

Второй принцип логопедической работы – системный подход. Развитие языка – это сложный процесс, который требует структурированного и организованного подхода. Логопед должен планировать и осуществлять процесс лечения системно, учитывая логическую последовательность развития речи и языка.

Подход с учетом возрастных особенностей

Третий принцип логопедической работы – это возрастной подход. Развитие языка на разных этапах жизни происходит по-разному. При планировании лечебного процесса логопед должен учитывать возраст человека и соответствующий этап развития языка.

Комплексный подход

Четвертый принцип работы логопеда – комплексный подход. Логопед должен сосредоточиться не только на проблемах речи или языка, но и учитывать психологические, социальные и образовательные факторы, которые могут повлиять на развитие речи и языка.

Мультимодальный подход

Пятый принцип логопедической работы – мультимодальный подход. Логопед должен использовать различные методы и инструменты, включая визуальные средства, слуховые стимулы и тактильную обратную связь, чтобы способствовать развитию речи и языка.

Формы логопедической работы

Теперь, когда мы обсудили принципы логопедической работы, давайте рассмотрим различные формы логопедической работы.

Профилактика

Профилактика – это первая форма логопедической работы. Она предполагает выявление и устранение проблем с речью и языком на ранней стадии, пока они не стали более серьезными. Профилактика может включать в себя работу с родителями и педагогами по выявлению факторов риска возникновения проблем с речью и языком и предоставление рекомендаций по их устранению.

Коррекция

Коррекция – это вторая форма логопедической работы. Она включает в себя исправление уже возникших проблем с речью и языком. Коррекция может включать различные методики, в том числе артикуляционную терапию, языковую интервенцию и терапию беглости речи.

Реабилитация

Реабилитация – это третья форма логопедической работы. Речь идет о восстановлении речевых и языковых способностей, утраченных в результате травмы, болезни или других факторов. Реабилитация может включать ряд методик, в том числе когнитивно-коммуникативную терапию, аугментативную и альтернативную коммуникацию и голосовую терапию.

Развитие

Развитие – четвертая форма логопедической работы. Она включает в себя содействие нормальному развитию речевых и языковых способностей. Развитие может включать работу с детьми по развитию соответствующих возрасту речевых и языковых навыков, а также предоставление рекомендаций и поддержки родителям и педагогам.

Заключение

В заключение следует отметить, что принципы и формы логопедической работы необходимы для достижения эффективных результатов в развитии речи и языка. Для удовлетворения разнообразных потребностей людей с проблемами речи и языка необходим индивидуальный, системный, возрастной, комплексный и мультимодальный подход. Будь то профилактика, коррекция, реабилитация или развитие, логопедическая работа требует глубокого понимания принципов, лежащих в ее основе, и стремления использовать научно обоснованные методы и средства для достижения желаемых результатов.